Главная » Статьи » Мои статьи |
Информационно-коммуникативная компетентность учителя
Информационно-коммуникативная компетентность учителя (Выступление на МО учителей начальных классов 07.11.2013г.) Ванцева О.Н., учитель-дефектолог Сегодня каждый знает, что такое информатизация. Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).
Но, к сожалению, приходится признать, что работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по ИТ. Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, иногда даже неотформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия. Работа сторонников «меловой» технологии, совсем не использующих компьютер, бывает гораздо более эффективна, чем подобные «инновации». Не лучше обстоит дело и с использованием медиа-ресурсов. Потому, что для конкретного урока учителю нужна конкретная (только для данного класса и урока) разработка. Педагогу необходимо умение «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский. И именно тогда использование информационно-коммуникативных технологий открывает неограниченные возможности. НО только для тех, кто действительно владеет ИКТ!!! Бытует мнение, что: · учитель информатики должен помогать учителям-предметникам в подготовке к урокам; · кабинет информатики и ИЦ должны работать до 17.00, чтобы учителя-предметники имели доступ к компьютерам. Это свидетельствует о том, что многие учителя-предметники уже поняли преимущества ИКТ, почувствовали необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, а так же и свою беспомощность, недостаточную компетентность, нехватку знаний и навыков в области ИКТ. Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне. К каждому учителю не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы. Следовательно, выход один – научиться самим! Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности. Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя: (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню) · знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.; · уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами; · устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала; · уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные; · уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса: - материалы для урока; - тематическое планирование; - мониторинги по своему предмету; - различные отчеты по предмету; - анализ процесса обучения, и т.д. · уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему; · эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.); · уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося; · уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы: - школьная сеть; - электронная почта; - социальная сеть (Дневник.ру, …); - сайт (раздел сайта); - лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка); - форум; - Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации); - блог (сетевой журнал или дневник событий); - RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка); - подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием). · организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости). Для того, чтобы учитель мог выполнять всё вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки. Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования. Как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин: · не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе; · недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы; · отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения; · низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.). · лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения. (В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а "нагрузка" осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.) В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009г. в Москве и посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, «что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который: · сохраняет человеческие приоритеты в обучении; · имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям; · умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером. · интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ; · методически гибок». Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись! | |
Просмотров: 598 | |
Всего комментариев: 0 | |