Главная » Статьи » Мои статьи

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики и осязания с детьми с нарушением зрения
Коррекционная работа по развитию
мелкой моторики и осязания
с детьми с нарушением зрения
Ванцева О.Н.
учитель-дефектолог
Шадринская школа-интернат №12
В статье рассматривается вопрос оказания коррекционной помощи слабовидящему ребенку с целью снижения или ликвидации последствий первичного дефекта и активного всестороннего развития младшего школьника.

Ключевые слова:
коррекция, тактильное и кинестетическое восприятие, осязательная чувствительность, предметно-практическая деятельность, диагностика.

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. В исследованиях В.П. Ермакова и Г.А. Якунина говорится о том, что нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию, отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и организации в пространстве. Снижение двигательной активности ребёнка обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривление позвоночника. Нарушения зрения приводят к отклонениям в формировании чувства ритма, основанном на взаимодействии зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятий.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся. [1]

Решающее значение в коррекции вышеуказанных недостатков имеет специально направленное обучение, целью которого является развитие компенсаторных возможностей слабовидящего ребёнка. Развитие компенсаторных процессов способствует преодолению последствий нарушенных функций и приводит к нормализации развития детей. Это происходит за счёт опоры на другие сенсорные функции (слуховую, тактильную, мышечную и другие виды чувствительности). [2]

Неотъемлемой частью специального образования и системы оказания комплексной помощи детям с проблемами развития является диагностическое исследование ребёнка, направленное не столько на установление уровня развития как такового, сколько на подбор соответствующих коррекционно-развивающих программ, условий его обучения и подготовки к будущей жизни. В связи с этим, в Шадринской школе-интернате № 12 была разработана диагностическая карта, включающая следующие параметры: уровень развития мелкой моторики (тонкая моторика, точность движений, координация движений руки и глаза, графические пробы), уровень развития общей моторики (координация движений, произвольность движений) и уровень развития осязания (тактильное восприятие, сформированность прослеживающих движений). Проводится  регулярная диагностика обучающихся –  в начале, середине и в конце учебного года. Анализ результатов последней диагностики в январе 2013 года (было  обследовано 84 ребёнка начальной школы) выявил отсутствие обучающихся с высоким уровнем развития мелкой моторики и сенсомоторной координации, 26,2% обучающихся показали уровень выше среднего, средний уровень у 31%,  42,9% детей имеют уровень ниже среднего. Развитие ребёнка можно проследить по составленной в электронном варианте диагностической карте, на которой наглядно видны его слабые места, недостатки развития и, наоборот, его успехи, достижения на каждом этапе обучения. Анализ недостатков развития учащихся позволил определить направление коррекционной работы в этой области, которая проводится как при изучении общеобразовательных дисциплин, так и на специальных коррекционных занятиях по развитию осязания и мелкой моторики рук.

Целью таких занятий является формирование у детей с нарушениями зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Занятия проводятся индивидуально или подгруппой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия. Каждое занятие состоит как минимум из двух частей:

1.     упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы для того, чтобы снять напряжённость мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость;

2.     ознакомление учащихся с приёмами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование и др.). [3]

Упражнения для рук являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они увлекательны и способствуют развитию творческой деятельности детей. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Также детям очень нравится гимнастика для пальцев с малыми мячами и изображение пальцами различных предметов. [4]

Ознакомление учащихся с приёмами выполнения различных видов предметно-практической деятельности осуществляется посредством самых разнообразных мер, например, техники оригами. Известно, что оригами давно внедряется в педагогику, т.к. является средством решения многих педагогических задач. Совершенствуя и координируя движения пальцев  и  кистей  рук,  оригами  влияет  на  общее  интеллектуальное развитие ребёнка и способствует:

•      развитию мелкой моторики;

•      развитию координации движений;

•      концентрации внимания;

•      развитию тактильной чувствительности;

•      развитию микроориентирования;

•      стимуляции творческих способностей;

•      созданию благоприятного эмоционального фона.

Для этого используются специальные инструкционные карты по технике    оригами    для    каждого    ученика,    с    помощью    которых слабовидящий ребёнок легко поймёт последовательность изготовления того или иного изделия. [5]

Кроме «пальчиковой гимнастики» и оригами развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания способствуют различные графические упражнения. Для тренировки зрительно-моторной координации в структуру занятий вводятся графомоторные упражнения, в которых с контурными рисунками-образцами можно работать по-разному:

•      проводить пальцем по контуру;

•      воспроизвести рисунок движением пальца или карандаша над ним в воздухе;

•      скопировать рисунок разными способами (копирка, калька, файл и т.д.). [6]

Также в своей работе учителя-дефектологи Шадринской школы-интерната № 12 используют систему упражнений, разработанных московскими учителями-дефектологами М.А. Мишиным, З.Н. Тюбекиной и И.А. Смирновой, для мелкой мускулатуры рук и пальцев, которые влияют на зрение ребёнка и включают в себя одновременно решение таких вопросов, как:

•  развитие точности движений пальцев;

•        формирование      координированных     движений      пальцев      под визуальным контролем и без него;

•        развитие ориентации на руке (руках);

•        развитие осязательного восприятия;

•        развитие зрительных функций (главным образом, аккомодации);

•        развитие подвижности глаз и фиксации;

•        развитие зрительного восприятия;

•        развитие внимания и зрительной памяти.

Учебным   материалом   для   проведения   занятий   служат   небольшие резиночки, которые дети нанизывают на пальцы. Во всех упражнениях представлено надевание ребёнком резинок на свои руки по какому-либо образцу или определённым правилам. Например: «Надевание резинок по цвету или по цифрам». Нужно надеть резинки на свою  руку   согласно   образцу,   цветная   карточка  указывает  на  цвет резинки, а цифра - на количество резинок, которое следует одеть на данный палец. «Переодевание». Вначале нужно надеть резинки на левую руку согласно образцу. Затем переодеть резинки на другую руку, проследив взглядом по стрелкам. [7]

Следующий вид упражнений - «Разноцветные прищепки», направлен на активизацию незрелых клеток головного мозга. Механическое сдавливание подушечек пальцев проводится по определённой схеме, а также с использованием сенсорных эталонов цвета. Например:

-   На каких пальчиках прищепки?

-   Сколько прищепок я посадила на пальчики?

-   Какого цвета вторая прищепка? И т.д. [8]

Активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшению динамического   праксиса   способствует   гимнастика   в   «пальчиковом бассейне», который легко сделать, используя коробку, наполненную горохом или фасолью. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажёра позволяют максимально активизировать двигательные кинестезии, ощущения.

Огромную роль в развитии тактильной чувствительности играют упражнения на развитие осязания. Например:

-  упражнения с «волшебным мешочком», когда ребёнок изучает

пальчиками внутреннее содержание мешочка или ищет конкретный

предмет по заданию;

-   упражнения с карточками с различной по фактуре поверхностью, когда ребёнок на ощупь должен узнать вид поверхности или выложить

карточки в определённой последовательности.

Ну и, конечно, неправильно было бы не сказать, что для развития тонкой ручной координации очень полезны такие виды предметно-практической деятельности, как рисование, аппликация, лепка, работа с мозаикой, счётными палочками, конструирование (мы используем мягкий конструктор), а также шитьё, вышивание и шнуровка.

На современном этапе всё большее место в коррекционной работе занимают компьютерные технологии, в частности, в нашей школе на занятиях по развитию осязания и мелкой моторики используются детские развивающие игры сайта http://www.igraemsa.ru/, где в электронном варианте представлены разноуровневые познавательные игры, игры на внимание и память, на логику и мышление, раскраски, пазлы. [9]

Таким образом, знание путей и условий коррекции, развития сохранных сенсорных функций у слабовидящих детей поможет педагогу правильно наметить перспективы в его развитии, применить наиболее рациональные, целесообразные и эффективные пути и средства преодоления недостатков психофизического развития.



Использованная литература:

1.     Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. П.Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : Владос, 2000. - 119 с.

2.     Тупоногов, Б. К. Законы и закономерности тифлопедагогического процесса [Текст] / Б. К. Тупоногов // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2007. - № 8. С. 6-10.

3.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) [Текст] : Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Л. И. Плаксина [и др.] ; под ред. Л. И. Плаксиной ; Ин-т корр. пед-ки Росс. акад. образ. – М. : Просвещение, 1997. – 158 с.

4.     Пальчиковые игры [Электронный ресурс] : пальч. игры: подборка развив. пальч. игр для дет. / дет. сайт для родит. : Чудесная страна, 2013. – Режим доступа: http://
www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm. - 18.05.13.

5.     Сержантова, Т. Б. Оригами. Лучшие модели [Текст] / Т. Б. Сержантова ; Изд. Айрис-пресс. – М. : Издательство Айрис-пресс, 2010. – 144 с.

6.     Богданович, М. Подготовка к обучению письму (графомоторные упражнения) [Текст] / Марта Богданович ; Владос. – М. : Владос, 2011. – 32 с.

7.     Мишин, М. А. Занятия по мелкой моторике и зрительной гимнастике в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / А. М. Мишин, З. Н. Тюбекина, И. А. Смирнова // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2003. - № 4. С. 12-24.

8.     Красильникова, Н. А. Пальчиковые игры для детей «Веселое путешествие» [Текст] / Н. А. Красильникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 5. С. 50-52.
«Играемся» [Электронный ресурс] : Детские развивающие игры онлайн, детский сайт «Играемся»: «Играемся», 2013. – Режим доступа: http://
www.igraemsa.ru. - 18.05.13.
Категория: Мои статьи | Добавил: vantseva1973 (13.11.2013)
Просмотров: 1524 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: