Главная » Статьи » Мои статьи

Профессиональный стандарт педагога

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. [1] Именно эти слова содержатся во вступительной части проекта профессионального стандарта педагога.
Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога, который планируется применять в сфере дошкольного, начального и общего среднего образования при приёме на работу на должность «педагог» и при проведении аттестации. Введение (4 слайд) профстандарта преследует следующие цели: 
    определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
    обеспечивать необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
    обеспечивать необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
    содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования. [1]
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
    преодолеть технократический подход в оценке труда педагога (при котором информационные технологии считаются средством повышения продуктивности труда, а их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; а гуманитарный подход отличается тем, что информационные технологии рассматриваются в качестве важной части человеческой жизни, имеющей значение не только для производства, но и для социальной сферы и управления именно ею);
    обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;
    мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. [1]
В содержание стандарта входят пять частей:
1.    обучение;
2.    воспитательная работа;
3.    развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
4.    профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
5.    профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. 
В каждой части перечислены требования, предъявляемые к педагогам. Причём, в части «обучение» их всего 7, в части «воспитательная работа» их 18, а в части «развитие» уже 20, в четвёртой и пятой частях дополнены требования к педагогу начальных классов и воспитателю. 
Отдельными приложениями вынесены перечень ИКТ-компетенций педагога, психолого-педагогические требования к квалификации учителя, профессиональные требования к учителю математики и информатики, и к учителю русского языка. Именно их разработка была отдельным поручением президента, т.к. сдача этих предметов в форме ЕГЭ обязательна для всех выпускников школ. Также в приложении содержатся рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога.
Проект этого документа находится в открытом доступе для обсуждения на  сайте Минобрнауки России  (http://минобрнауки.рф/документы/3071). Предложения и замечания к проекту можно оставить на сайте общественного совета при Министерстве и официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале. Введение в действие профстандарта педагога планировалось с 1 января 2015 г., но после активного обсуждения эта дата отодвинулась ещё на два года, т.к. у педагогического сообщества возникло множество вопросов. Вот некоторые из них:
1) Если это стандарт ПЕДАГОГА, то почему в приложениях вдруг появляются психолого-педагогические требования к квалификации УЧИТЕЛЯ? А где в таком случае психолого-педагогические требования к преподавателю профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, к воспитателю в дошкольном учреждении, школе-интернате, детдоме и т.д.?
2) Если это стандарт ПЕДАГОГА, то почему отдельное приложение регламентирует стандарт учителя математики и русского языка? Т.е. стандарт в стандарте?
3) На какие документы опираются разработчики профессионального стандарта, декларируя следующее положение: «Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы»? В существующих документах об образовании государственного образца (дипломы специалиста) и в будущих подобных документах (дипломы бакалавра, магистра) о высшем образовании указанных специальностей (профессий) нет, есть учитель. 
4) Как может применяться профессиональный стандарт педагога при приёме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог», если в образовательных учреждениях сегодня нет такой должности? Опять же есть «учитель», а в качестве педагогов в школах есть должности педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор и педагог дополнительного образования.
Понятно, что если данный стандарт будет принят, то система высшего образования в части подготовки квалифицированных кадров вынуждена будет претерпеть кардинальные изменения. [3] 
Также  отмечается, что стандарт четко определяет образование как «оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам  образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)». Таким образом, если образование – это услуга, а не социальное благо (как было в советские времена), то она должна быть соответствующим образом произведена и «продана», т.е. у услуги должны быть технологические и потребительские свойства, которые можно измерить, сравнить, соответствуют ли они заранее заданному эталону (стандарту). 
Пивоваров Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационно-технологического и физико-математического образования, ИРО Кировской области, рассмотрел одну из частей в   содержании профессионального стандарта педагога – «обучение» с точки зрения образовательной услуги, которую можно измерить: 
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. Выполнение этого критерия измерить можно: все понятно, есть документ об образовании или нет. 
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. Выполнение этого пункта измерить сложно: демонстрировать как, на каком уровне, при помощи каких средств?
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). Здесь тоже всё понятно: есть схемы плана и самоанализа. 
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Опять сложность измерения: кто и как проверит? Сколькими формами и методами надо владеть?
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. Сложно: какие подходы? Сколько их? 
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. Измерить можно: есть нормы оценок.
7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в приложении). Действительно, в приложении подробно расшифровывается ИКТ-компетентность. 
Безусловно, стандарт, как некий ориентир (эталон, шаблон, модель) нужен. Но в нем должны присутствовать не только критерии, сформулированные в самом общем виде, но и индикаторы и показатели соответствия качеств педагога этим критериям. [2]
В третьей части профстандарта «развитие» тоже не всё понятно, например, не является ли пункт 9 (Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.) частью пункта 12 (Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.) и пункт 3 (Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.) частью пункта 18 (Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.)? Не совсем понятно, что понимается под словами в пункте 5 (Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)? Т.е. авторы проекта предполагают, что педагогу достаточно уметь читать документацию специалистов, а не знать основы коррекционной педагогики и психологии и применять их на практике?
Если уж мы говорим о необходимости стандарта педагога,  то мы не должны догадываться, что авторы документа имели в виду, прописывая те или иные тезисы. Таким образом, с одной стороны – конечно «за», стандарт, как образец, нужен; с другой стороны – «против», так как при его помощи мало что можно измерить, сравнить, выяснить отклонения от нормы. Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. [1]

Используемые источники:
1.    Проект профессионального стандарта педагога (http://минобрнауки.рф/документы/3071).
2.    «Профстандарт педагога. За и против». Журнал «Директор школы» (http://www.direktor.ru/article.htm?id=131).
3.    Материалы форума «Обсуждаем проект профессионального стандарта педагога»  на сайте АКИПКРО (http://www.akipkro.ru/forum/obsuzhdaem-proekt-professionalnogo-standarta-pedagoga/2927-dokument-dlya-obsuzhdeniya.html).

Категория: Мои статьи | Добавил: vantseva1973 (15.05.2015)
Просмотров: 854 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: