Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие тактильной чувствительности детей с нарушением зрения

Развитие тактильной чувствительности детей с нарушениями зрения

Тактильные ощущения для ребенка с нарушениями зрения очень важны. О том, что нужно учить такого ребёнка ощупывать разные предметы руками, сегодня знают очень многие. Но также важны для ребенка и ощущения, идущие от босых ступней, спины, других частей тела, которые очень благотворно действуют не только на нервную систему, но и, как выяснилось, повышают иммунитет. Тактильные ощущения – огромная сфера нашей жизни и при нехватке тактильных ощущений ребёнок может страдать и физически, и морально. Ощущения ребёнку нужны разные, и далеко не только нежные, а чаще всего контрастные ощущения. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры. Для развития таких ощущений существует множество игр и упражнений. 

Массаж. Дайте ребенку круглую щётку для волос. Ребёнок катает щётку между ладонями, массажируя кисти рук, или катает между ладонями грецкий орех. Усложнение этого упражнения – ребёнок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно).

Берем верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.  

Магазин тканей. Для этой игры нужны разные кусочки тканей.

1 способ. Разложите ткани на «прилавке». Покупатели – разные игрушки. Приходит мишка, ему нужна ткань на рубашку, но он знает только, что ткань нужна тонкая, нежная, ведь это будет рубашка маленькому медвежонку. Зайчику нужна тёплая кофточка и ткань на нее нужна толстая, но не колючая.

2 способ. Нужно разделить кусочки тканей на две группы. Одна для зимы,  другая – для лета. Для зимы надо выбрать все толстое, мягкое, пушистое, а для лета тонкое, нежное, гладкое. 

Упражнение с мылом. Мыло становится скользким, если его намочить, ну а если брать игрушку мыльными руками, то она тоже станет скользкой. Возьмите тазик или чашку с водой и мылом. Наберите игрушки из разных материалов и посмотрите, какие из них становятся скользкими, а какие нет. Что ещё делает предметы скользкими? Масло, крем. Покажите это на нескольких предметах. Пальчиковые краски тоже дают удивительное ощущение. 

Волшебный мешочек. Многие знают о «Волшебном мешочке». Есть много разных способов его применения. Играя в «волшебный мешочек», можно предложить ребёнку доставать предметы и левой и правой руками. Начиная играть, выберите игрушки, которые ребёнок хорошо знает и которые легко определить на ощупь. Это может быть машинка, куколка, колечко от пирамидки или колёсико, шарик, кубик, короткий неострый карандаш, бумажка. Не берите сразу много предметов, разложите предметы перед ребёнком, рассмотрите их, назовите. Попросите ребёнка так же их назвать, ведь ребёнок может правильно угадать, но он этот предмет называет не так как вы. Теперь положите все в мешочек. Берите предметы по очереди. Если ему сложно одной рукой, пусть он попробует двумя, если он что-то взял, но не может отгадать, предложите ему взять другой предмет, но только пусть не вытаскивает, пока не скажет, что у него в руке. Даже если ошибётся, всё равно порадуйтесь тому, что он молодец, ведь он же что-то сказал.

Если это уже просто, поиграйте иначе, возьмите фигурки разной формы, несколько круглой, несколько квадратной и любой другой. Предложите достать только всё круглое или квадратное, как фигурка, которая лежит перед ребенком и т.д.

Играем с кусочками ткани. Положите в волшебный мешочек кусочки разных тканей, так, чтобы они отличались друг от друга: грубая, толстая, тонкая, шелковистая, гладкая, шершавая. Перед тем как достать, надо сказать, какая ткань на ощупь. Предложите достать тоненькую ткань, либо толстую, колючую…

Что пропало? Положите в мешочек несколько предметов или игрушек, которые легко ребёнок может определить на ощупь. Пусть он потрогает всё, но не вытаскивает. Затем возьмите у него мешочек и что-нибудь выньте. Дайте опять его ребёнку и пусть он, потрогав все предметы, скажет, что исчезло. Когда он скажет, покажите вынутый предмет (даже если ошибся).

Положите в мешочек одну игрушку, она не должна быть слишком маленькая, ведь узнать её надо ощупывая игрушку снаружи, через мешочек. После того, как ребенок отгадал, предложите ему нарисовать эту игрушку. Рисуя, пусть он рассказывает, какая это игрушка: пушистая, гладкая, неровная, приятная она на ощупь или не очень. После этого вытащите и сравните с рисунком. Подобная игра развивает не только тактильные ощущения, но и образное мышление, воображение, память.

Положите в мешочек игрушки или предметы из разных материалов: мягкую игрушку, предмет металлический (не острый), пластмассовый, фарфоровый… Задача ребёнка не только отгадать, что там лежит, но и сказать, из какого материала этот предмет.

Находим пару (подобную игрушку). Для этой игры вам понадобятся или одинаковые предметы, игрушки или подобные, например: две машинки, два кубика, два колёсика, две ложечки, две мышки… Положите по одной в мешочек, показывайте ребенку другую игрушку и пусть он найдет в мешочке точно такую же.

Геометрические фигуры. Для этой игры подойдут фигуры из бархатной бумаги. Это может быть круг, квадрат, звезда, треугольник. Но не слишком большие, они должны поместиться в ладони ребёнка. Возьмите одну из фигурок, поводите пальчиками по контуру, пусть он ощутит фигуру всей ладошкой. Спросите, понял ли он, что это? Усложнение этого упражнения – узнавание на ощупь формы трафарета, отверстия, рамки тех же фигурок. Можно узнавать на ощупь предметы, буквы, цифры поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант –  ребёнок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой его зарисовывает.

Найди пару (другой вариант). Можно использовать дощечки с наклеенными материалами или парные кусочки ткани. Дайте ребёнку потрогать один материал. Затем он должен найти такой же среди лежащих перед ним. Также это могут быть мешочки небольшого размера, примерно четыре на пять сантиметров, заполненные крупами и другими наполнителями: солью, макаронами, рваной бумагой. Задача ребёнка найти каждому пару. Но ребенку может быть не интересно просто подбирать пару. Можно рассказать сказку: «В одной волшебной стране жили-были маленькие человечки – гномики. Они были добрыми и трудолюбивыми. Однажды к ним на ночлег попросилась старушка, это была злая волшебница, но гномики этого не знали. Впустили они старушку на ночь. А она вместо добра заколдовала всю их еду. Её теперь не видно, и найти можно только на ощупь. Кашу же сварить можно, только если найти два одинаковых мешочка. Это было условие злой волшебницы. Так теперь и мучаются гномики, каждый раз, как собираются приготовить себе обед или ужин, ищут они одинаковые мешочки с крупами, макаронами». Давай им поможем.

Ищем клад.

1 способ. Для этой игры лучше использовать гречку, она дает самые незабываемые ощущения, т.к. она шелковистая на ощупь. Насыпьте в кастрюлю или чашку около килограмма гречки. Подберите мелкие игрушки, которые будете прятать. Спрячьте их в гречке. Искать можно по очереди. Как только игрок что-то нашел, он уступает место другому. Другой вариант, вы знаете, что спрятано в гречке, и ищете предметы по заданию.

2 способ. Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы), 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Тактильное рисование. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 

Рисуем на ладошке. Взрослый кисточкой рисует по руке ребёнка разные фигуры: треугольник, квадрат, солнышко, домик. Ребёнок должен почувствовать, какой это предмет. Начинать нужно с простых фигур, постепенно переходя к сложным, можно писать и угадывать буквы и цифры.

Исследуем наше тело. В разных частях тела не одинаковое количество нервных окончаний и поэтому чувствительность разная. Самая высокая чувствительность на лице и, особенно в области губ, на ладонях, ступнях. А самая низкая на спине, животе. Есть места, кожа которых практически ничего не ощущает, локти например. Вот интересные опыты. Возьмите два карандаша и прикасайтесь то одним карандашом, то сразу двумя (держа их вместе, прижатыми друг к другу) к разным частям тела: губы, щёки, спина, руки в разных местах, ноги, ступни, живот. Как только коснётесь, пусть ребенок скажет, сколько карандашей к нему прикасаются, один или два. В некоторых местах мы чувствуем точно два, а в некоторых там, где два, мы чувствуем только один. В таком месте можно потихоньку разводить карандаши до тех пор, пока не будут ощущаться два.

Вот ещё опыт. Возьмите перышко или что-то легкое, что не давило бы на кожу, ведь мы чувствуем не только прикосновение, но и давление. Легко прикасайтесь перышком в разных местах, так вы можете определить места, которые вообще ничего не чувствуют.

Интересные ощущения бывают, если вы проводите им по тыльной стороне руки от кисти до локтя спиралевидно, не спеша, еле прикасаясь к руке. Ребёнок должен сказать, когда ему покажется, что вы дошли до локтевого сгиба. Чаще всего оказывается, что до локтевого сгиба остаётся еще сантиметра три – четыре.

Тактильная дорожка. Для этого надо сшить несколько разных тканей в виде дорожки. На отдельные участки можно нашить пуговицы, на другие пришить шнур, выложив его в виде узора или просто заполнив им пространство. Так же можно использовать мех, можно вшить мешочки с крупами, только надо использовать крупную крупу, например перловку. Также можно развивать тактильную память ступней. Ребёнок стоит на каком-либо материале, старается его запомнить, а затем выбирает его из трех-четырех материалов. 

Чем тоньше тактильные ощущения ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно развить осязательное восприятие и представления,  и в известной мере компенсировать дефект зрения. 


Используемые источники:

1.     Сорокова М.Т. «Система М. Монтессори: теория и практика»;

2.     Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры»;

3.     Материалы сайтов:

a.  
adalin.mospsy.ru;

b. 
www.defectolog.ru;

c.  
www.vospityvaem.ru.

Категория: Мои статьи | Добавил: vantseva1973 (13.11.2013)
Просмотров: 1220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: