Главная » Статьи » Мои статьи

Роль коррекционных занятий по развитию мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ОВЗ

Роль коррекционных занятий по развитию мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Ванцева О.Н., учитель-дефектолог,
Шадринская школа-интернат №12. 

В последние годы происходит активное реформирование системы образования: появляются новые программы воспитания и обучения, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка, формированию компонентов коммуникативной деятельности – неречевым средствам общения и умению организовать своё общение с другими детьми не всегда уделяется достаточное внимание.

Формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, т.к. только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Большую роль в общении играет невербальная коммуникация, т.к. её сигналы несут гораздо больше информации, чем вербальные. Невербальная коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют мимика и пантомимика, жесты и интонация.

По словам Денискиной В.З., мимика – это координированные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции. Мимика – это «зрительный язык», главное средство несловесного общения. Пантомимика – один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, позе, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Осанка образуется из положения головы и туловища. Важным компонентом пантомимики является жест – выразительные движения рук, служащие одним из средств уточнения речевой коммуникации.

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни слепых и слабовидящих детей. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявлений, связанных с нарушением функций зрения.

Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Все выразительные движения этих детей, жесты, пантомимика весьма ослаблены, упрощены и смазаны, а мимика лица маловыразительна.

У некоторых детей плохо развита общая моторика, присутствуют навязчивые движения, такие как покачивания головой, телом, руками. В мелкой моторике не развита точность движений, сила.

Всё это свидетельствует о том, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной коррекции и специальном формировании неречевых средств общения, причём эта работа должна начинаться как можно раньше и проводиться систематически.

Коррекционная работа по формированию неречевых средств общения является для детей с патологией зрения основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений. Поэтому для слабовидящих детей необходимы специальные коррекционные занятия по развитию мимики и пантомимики. Особое значение для организации таких занятий имеют:

- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребёнка;

- комплексный подход к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);

- психодинамическая разгрузка (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности).

На этих занятиях дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Выразительное движение не только отражает сформированное внутреннее переживание, но и, само по себе, способствует его формированию. Словесное выражение своих чувств детьми на занятиях поощряется педагогом, ведь назвать - значит более или менее понять. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания у людей и играет важную роль в человеческом общении.

Невербальное общение формируется как "побочный результат" развития образно-пластического творчества. Это происходит благодаря тому, что учебные и творческие задания построены в виде игровых сюжетных ситуаций; в них разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний, используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.

Обучение выразительным движениям проводится на занятиях, продолжительностью 20-25 минут, один раз в неделю. Форма проведения занятий различна в зависимости от поставленных задач.

Занятия проводятся тифлопедагогом, владеющим программным материалом и являющимся своеобразным эталоном выразительных движений (мимики и пантомимики).

Начинать курс необходимо с диагностики имеющихся у слабовидящих знаний о мимике и пантомимике, с определения уровня владения выразительными движениями.

При обучении мимическому воспроизведению различных эмоциональных состояний целесообразно вводить в начале положительные эмоции (радость, удовольствие, любовь, удивление), потому что они, как правило, распознаются легче, чем отрицательные (печаль, гнев, отвращение).  Важно правильно организовывать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью всех сохранных анализаторов. В качестве наглядных пособий могут выступать адаптированные картинки (рельефные для слепых, оконтуренные и хорошо раскрашенные для слабовидящих, а также  муляжи, барельефы, рельефы, маски) и сам педагог.

При изучении мимических выражений эмоциональных состояний брови, глаза, рот, морщинки на барельефе или маске лица должны быть чётко  выделены, чтобы слабовидящие дети могли воспринимать лицо не только осязательным, но и зрительным способом. Обследование обязательно должно сопровождаться словесным описанием (брови приподняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т.д.).

Знакомя детей с жестами и позами, кроме  обследования, тифлопедагогу необходимо использовать приём сопряженных действий, который помогает детям правильно принять нужную позу. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми педагог знакомит детей, необходимо четко выражать словами.

Немаловажную роль в разучивании выразительных движений детьми играет театрализация. Прием театрализации помогает детям с нарушениями зрения оставить свои привычные специфические (стереотипные) движения, жесты, что невыгодно их отличает от нормальновидящих, и усваивать общепринятые манеры, постановку головы, движение рук, позы.

Правильное соотношение между усвоением новых движений в специальных упражнениях и их развитием в подвижных и творческих играх составляет одну из основных задач организации коррекционной работы по формированию неречевых средств общения.

Прежде чем разученные выразительные движения ребенок сможет включать  в практическую деятельность, они должны пройти определенный путь упражнений и усовершенствования в игровой деятельности. В игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения.

Активность каждого ребенка побуждается подвижными играми соревновательного характера. Они вызывают у детей здоровое эмоциональное возбуждение. Отработанные в ходе подвижных игр-соревнований выразительные движения отличаются большей устойчивостью.

Полученные знания, умения, навыки требуют систематического подкрепления, которое целесообразно осуществлять как на предметных уроках, так и на воспитательных мероприятиях.

Педагогическим коллективом нашей школы накоплено достаточное количество    материала    по    данной    проблеме,    который     обобщён в  методическом пособии «Упражнения, игры, этюды на коррекционных занятиях по мимике и пантомимике». На заседании редакционно-издательского совета ИПКиПРО данная брошюра получила высокую оценку специалистов.

Работа представляет собой сборник материалов для проведения коррекционных занятий по развитию мимики и пантомимики обучающихся.

В первую очередь, материал пособия предлагается для проведения занятий с детьми, имеющими отклонения в развитии. В то же время, материал может быть использован педагогами общеобразовательных учреждений общего назначения для развития мимической и жестовой культуры детей.

Методическое пособие состоит из введения и четырех глав.

Во введении даются пояснения об особенностях развития мимики и жестов детей, о построении развивающих занятий.

Первая часть посвящена подготовительному этапу в изучении основных эмоций - тренингу мышечного расслабления. Здесь описываются упражнения, игры, этюды для расслабления различных групп мышц.

Во второй части представлены рекомендации о содержании работы педагогов по формированию у детей понятий мимика, пантомимика, выразительные средства языка.

Третья часть освещает основные эмоции и содержит материал по обучению детей пользованию эмоциями. Здесь приведены различные упражнения и этюды.

В четвертой части характеризуются жесты и приводятся примеры упражнений, обучающих детей выразительным жестам.

Ко всем разделам подобран примерный дидактический материал с иллюстрациями. Для тренировки лицевой мускулатуры детей с гипомимией  используются упражнения, игры, этюды из детской литературы. Помощь детям с маловыразительной пантомимикой состоит из проигрывания этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений.

Материал пособия позволит   качественно   улучшить   работу   педагогов-дефектологов, будет полезен молодым специалистам в освоении практических методов работы при проведении коррекционных занятий с детьми.

Представленное методическое пособие имеет практическую значимость для педагогов специального (коррекционного) образовательного учреждения IV вида, для педагогов других специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также для родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.

Таким образом, дети, прошедшие цикл занятий по развитию мимики и пантомимики, лучше адаптируются в коллективе сверстников. В процессе занятий у них формируется эмоциональная открытость, доброжелательность со сверстниками. Они легче выражают свои чувства, и лучше умеют понимать чувства других. В результате им становится проще общаться со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. У них вырабатываются положительные черты характера (честность, смелость, доброта…), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность…). Кроме того, у них развиваются умения: ориентироваться в схеме собственного тела, изменять состояние мышц (напрягать и расслаблять их), копировать сложные движения (специфические движения животных и т. д.), контролировать мимику и пантомимику, описывать своё состояние, адекватно использовать язык жестов и мимики.



Используемые источники:

1.  Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: методические рекомендации/ В.З. Денискина. – Верхняя Пышма, 1997. – 22с.
2. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей/ В.А. Феоктистова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.: ил.

Категория: Мои статьи | Добавил: vantseva1973 (13.11.2013)
Просмотров: 2307 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: